27 ноября 2024 года в Москве состоялся Круглый стол на тему «Совершенствование оплаты медицинской помощи по профилю «Онкология». Мероприятие прошло в «Холидей Инн Москва Сокольники» и вызвало большой интерес среди специалистов – мест в большом зале едва хватило. За дискуссией следили и онлайн зрители, подключения были из разных уголков страны. Модератором встречи выступил исполнительный директор Ассоциации онкологов России Олег Левковский.
«Финансирование здравоохранения – важная проблема на современном этапе развития онкологической службы», — заявил Президент АОР, генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, академик РАН, главный внештатный специалист-онколог Минздрава России Андрей Каприн. Андрей Дмитриевич рассказал, что, готовясь к Круглому столу, изучил последний доклад ВОЗ на эту тему и резюмировал: проблемы финансирования в онкологии есть в 40 странах Европы, то есть почти во всех. И если доклад ВОЗ был закрытым, то команда АОР публично обсуждает эти проблемы и прислушивается ко всем точкам зрения экспертов. Это дает возможность предположить, что Россия вновь может стать лидером в решении проблем, связанных с онкологий. «Уровень собравшихся экспертов позволяет быть в этом уверенным», — сказал Каприн. Главный онколог добавил, что «это не заключительная встреча по вопросу, так как он еще будет стоять как во всем мире, так и в нашей стране, и что задача АОР – оказывать содействие в его решении».
Виталий Омельяновский, генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, в своем выступлении отметил два наметившихся тренда в обсуждаемой теме. Первый тренд задает Департамент Здравоохранения г. Москвы, он относится к области оценки технологий здравоохранения и в области ценообразования на онкологические препараты. Работы ведутся по оптимизации финансирования различных лекарственных препаратов, имеющих схожую клиническую ценность для пациента. Автором второго тренда выступили онкологи, которые занимаются совершенствованием формирования клинических рекомендаций. Тренд направлен на более детальный анализ эффективности препаратов и их позиционирования при той или иной популяции пациентов. Особенно важно будет увидеть место дорогостоящих лекарственных препаратов в этой градации.
Спикер также рассказал о проходящем сейчас подготовительном этапе использования данных реальной практики с помощью инструментов цифровизации – как об еще одной тенденции в работе.
«Онкология – драйвер модели оплаты медицинской помощи», — заявила заместитель генерального директора ФГБУ «Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России Инна Железнякова. На долю направления «Онкология» приходится значительная, десятая часть от всего финансирования медицинской помощи. 2025 год докладчик видит спокойным и финансово наполненным, пояснив, что в 2025 году увеличатся нормативы на онкологию: прибавится количество случаев на 500 000, что в финансовом отражении составит прибавку порядка 45 млд. рублей — самый большой прирост за последние три года. По модели оплаты революционных изменений не ожидается. С 2025 года будет реализован усовершенствованный механизм кластеризации лекарственных препаратов для формирования КСГ в целях минимизации маржинальности и дефицитности», — сказала Инна Александровна.
В Центре экспертизы и контроля качества медицинской помощи в уходящем году проработано 5 актуализированных клинических рекомендаций, добавлен 1 лекарственный препарат, добавлено 18 новых схем лечения, скорректировано 9 и удалено 6.
Вопросы совершенствования обеспечения пациентов онкологического профиля лекарственной терапией прозвучали в докладе заведующей отделом координации научных исследований и разработок Центра координации деятельности учреждений регионов Российской Федерации в области радиологии и онкологии ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Екатерины Сысоевой. Специалист представила действующие механизмы совершенствования уровня лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях. Из проблем, очевидных в том числе после обращений граждан на горячие линии Минздрава, Росздравнадзора и в страховые компании, специалист назвала доступность застрахованными гражданами льготных препаратов (амбулаторно), источником финансирования которых являются не средства ОМС, а федеральные и региональные Программы. В связи с этим спикер отметила необходимость развивать и выделять региональное софинансирование на закупку лекарственных препаратов. Также она озвучила целый перечень проблем, связанных с применением дорогостоящих противоопухолевых препаратов в субъектах РФ и вопросы нормативного регулирования оказания медицинской помощи на дому. Для адекватного годового финансирования ЦАОП, которые в половине случаев оказывают лекарственное лечение на уровне онкодиспансеров, но не финансируются соответствующее, предложено установить коэффициент уровня (подуровня) отделения в размере больше 1 с целью формирования отношения доход-расход в сторону нейтральности или положительной дельты. Предложения по дополнению модели оплаты прозвучали и в отношении сопроводительной терапии.
Ярким прозвучало выступление Академика РАН Льва Ашрафяна, директора Института онкогинекологии и маммологии ФГБУ «НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России.
Академик представил динамику роста онкологической заболеваемости у женщин по четырем локализациям, которые несут в себе треть смертности от онкологии, отметив при этом за последние 20 лет снижение пятилетней смертности на 36,4%. Такой показатель достигнут за счет эффективности лекарственной терапии, особенно при раке молочной железы, констатирует Академик. Лев Андреевич отметил малоэффективную работу первичного звена медицинской помощи, рассказав о 70% больных с запущенными стадиями рака репродуктивных органов, ранее — в течение 6 месяцев — обращавшихся к врачам различных специальностей, в том числе и к акушер-гинекологам. Интересное дерево решений эксперт показал для модели эффективности различных стратегий скрининга рака шейки матки. Особо отметив, что затраты на цитологический скрининг, ориентирующийся в настоящее время на три классификации мазков, многократно выше, чем оценочная стоимость лечения всех больных от этого заболевания. Констатирована необходимость кардинальных решений в отношении финансирования скрининга, уменьшающего финансовую нагрузку в последующем на лечение онкологических заболеваний. То же касается вакцинации от ВПЧ-ассоциированных заболеваний.
Сергей Шкитин, заместитель руководителя дирекции медицинской экспертизы Альфа-страхования ОМС озвучил основные тренды экспертной деятельности в ОМС 2024-2025 гг. Среди них 1. невозможность превысить объем медицинской помощи по договору ОМС; 2. умеренный рост мультидисциплинарных экспертиз качества медицинской помощи по установленным Минздравом поводам; 3. применение на экспертизах индикаторов риска – косвенных признаков нарушений или недостижения запланированного результата лечения; 4. применение на экспертизах «чек-листов» — соблюдение пунктов клинических рекомендаций. Среди проблем доступности и эффективности медицинской помощи по профилю «онкология» эксперт выделил дефицит выделенных объемов госпитализаций, недостаточную доступность молекулярно-генетических исследований, необходимость совершенствования медицинской помощи в дневном стационаре. Освещен также правовой статус режима офф-лейбл в клинических рекомендациях.
За Круглым столом также прозвучал доклад «Оптимизация разработки клинических рекомендаций в текущем статусе» Рози Терян, руководителя отдела методологии разработки и экспертной оценки клинических рекомендаций ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, где специалист осветила правила формирования клинических рекомендаций, отметила ключевые требования к ним и перечислила наиболее часто нарушаемые требования Приказа 103н.
Статус обновления клинических рекомендаций в онкологии представила в своем выступлении Рената Чикаева, руководитель методических и международных проектов АОР. По данным АОР на данный момент утверждены 23 клинические рекомендации, 10 находятся в повестках заседаний ближайших научно-практических советов, по 9 нозологиям была проведена значительная доработка лекарственной терапии.
Специалист акцентировала внимание присутствующих на цифровой платформе АОР – удобный и наглядный, интуитивно-понятный инструмент для всех, кто участвует в разработке, формировании и внедрении клинических рекомендаций.
Филипп Горкавенко, заместитель руководителя отдела методологического обеспечения проведения комплексной ОТЗ ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России в своем докладе «Данные реальной клинической практики и их роль в формировании клинических рекомендаций» сообщил, что результат рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) не всегда воспроизводится на практике, поэтому, для получения большего количества информации о медицинской технологии, следует проводить исследования реальной клинической практики (РКП). Перспективными РКП эксперт считает те, что будут проводиться с заделом на будущее, а не те, что используют накопленные ранее данные. При формировании клинических рекомендаций РКИ могут стать обоснованием рекомендаций, детализацией рекомендаций для узких когорт пациентов, фактором повышающим уровень убедительности и доказательности и другими средствами заполнения пробелов в доказательной базе и возможностями более активно изучать и систематизировать рекомендации.
В продолжение темы выступила Юлия Агафонова, главный специалист отдела анализа ресурсов здравоохранения ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, с сообщением «Критерии оценки клинической значимости применения противоопухолевой лекарственной терапии. Конечные точки и исходы в онкологических исследованиях». Специалист пояснила, что под клинически значимыми конечными точками понимают пациентоориентированные показатели, которые непосредственно отражают клиническую пользу для пациента: увеличение продолжительности и/или улучшение качества жизни. В мире принято использовать критерии оценки, разработанные обществами ASCO и ESMO, в России – RUSSCO.
Опыт наблюдательного исследования Москвы представила Ирина Андреяшкина, заместитель главного внештатного специалиста-онколога Департамента здравоохранения Москвы. Целью Наблюдательной Программы, стартовавшей в декабре 2021 года на базе цифровой платформы ЕМИАС, была оценка новых препаратов, а также препаратов, у которых расширились показания в рамках регистрационных среди московских онкобольных. Интересным был опыт отработки экспериментального механизма закупки препарата, не вошедшего еще в Стандарты. Разработчики пошли путем монетизации льготы, когда после валидации городского онкологического консилиума, пациенту перечислялась денежная компенсация и появлялась возможность приобретения препарата в любой сети аптек. Препараты, показавшие эффективность и минимальные побочные явления, были включены по итогам общественных слушаний в 177 постановление. Программа и в настоящее время продолжает работать.
Во второй части мероприятия прошла дискуссия экспертов, управляемая модераторами – Антоном Снеговым, заведующим отделом лекарственного лечения опухолей НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина и Инной Железняковой, заместителем генерального директора ФГБУ «Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России. Подобно интеллектуальной игре «Брейн-ринг» ведущие разделились на две команды «Пациент» и «Плательщик» и поочередно предлагали варианты решения текущих проблем по оплате медицинской помощи в онкологии. Предложения активно комментировали находящиеся в зале эксперты, в том числе представители региональных онкодиспансеров.