Наиболее распространенной формой рака молочной железы (РМЖ) остается HR+ HER2- РМЖ: на его долю приходится около 80% от общего числа случаев заболевания.
Объем доказательной базы по HR+ HER2- РМЖ продолжает быстро расширяться, включая появление результатов по выживаемости без прогрессирования (ВБП) и общей выживаемости (ОВ), а также анализов эффективности в особых популяциях, в частности, с ранними рецидивами или с висцеральными метастазами.
Из-за большого объема накопленных данных становится затруднительно выявлять информацию, актуальную для выбора алгоритмов лечения в рутинной практике. В связи с этим Jerzak KJ и другие эксперты провели анализ накопленных данных, а также предложили возможные практические рекомендации (2023).
Эксперты организовали рабочую группу для обсуждения оптимальных подходов к лечению. Далее был проведен поиск и обзор соответствующих литературных источников. В качестве основополагающего принципа был достигнут консенсус о том, что доказательства, полученные в рандомизированных контролируемых исследованиях (РКИ), должны служить основой для принятия решений о лечении, в этом случае они были приоритетными. Данные реальной клинической практики же могут дать представление о последовательности принятия решений, а также о безопасности и выживаемости в популяциях, недостаточно представленных в РКИ, но не заменяют их.
Ингибиторы CDK4/6 изучались в комбинации с ИА для применения в первой линии терапии HR+ HER2- мРМЖ у пациенток в постменопаузе в исследованиях PALOMA-2 (палбоциклиб + летрозол), MONARCH-3 (абемациклиб + нестероидный ИА) и MONALEESA-2 (рибоциклиб + летрозол). Во всех исследованиях были показаны значимые преимущества в отношении ВБП – первичной конечной точки.
Однако значимый прирост ОВ был показан только в исследовании MONALEESA-2: медиана ОВ составила 63.9 месяца при использовании рибоциклиба с летрозолом по сравнению с 51.4 месяцами при монотерапии летрозолом. В исследовании PALOMA-2 значимых отличий по данному показателю не наблюдали. Результаты промежуточного анализа MONARCH-3 позволяют предположить тенденцию к увеличению медианы ОВ при приеме абемациклиба с нестероидным ИА по сравнению с монотерапией нестероидным ИА*.
Эксперты пришли к выводу, что комбинация рибоциклиба + ИА является предпочтительным методом терапии у пациенток с HR+ HER2- мРМЖ de novo или после рецидива заболевания через >12 месяцев после завершения адъювантной эндокринной терапии (тамоксифен или ИА) по поводу более ранней стадии заболевания. Хотя общим стадартом терапии является применение любых ингибиторов CDK4/6 в комбинации с ИА, что основано на схожем увеличении ВБП в РКИ, к настоящему времени лишь для рибоциклиба доказано преимущество в отношении ОВ в первой линии терапии.
Таким образом, эксперты пришли к выводу, что с учетом имеющихся данных комбинация рибоциклиб + ингибитор ароматазы является наиболее предпочтительной для лечения пациенток в постменопаузе с HR+ HER2- мРМЖ по сравнению с другими ингибиторами CDK4/6 в комбинации с ингибитором ароматазы.
1.Jerzak KJ, et al. HR+/HER2– Advanced Breast Cancer Treatment in the First-Line Setting: Expert Review. Curr Oncol. 2023 Jun 2;30(6):5425-5447 https://oncology-association.ru/wp-content/uploads/2024/05/23-0025-jerzak-current-oncology_rus_eprint.pdf
*финальные данные по исследованию MONARCH 3 были представлены в декабре 2023 года, различия между группами абемациклиба и группой контроля статистически недостоверны. Goetz M. MONARCH 3: Final overall survival results of abemaciclib plus a nonsteroidal aromatase inhibitor as first-line therapy for HR+, HER2- advanced breast cancer. Presented at: San Antonio Breast Cancer Symposium. December 5-9, 2023 (#GS01-12)
HR – гормональный рецептор (Hormone receptor); HER2 – рецептор фактора эпидермального роста человека 2 типа (Human epidermal growth factor receptor 2); РМЖ – рак молочной железы; мРМЖ – метастатический РМЖ; ИА – ингибитор ароматазы; ВБП – выживаемость без прогрессии; ОВ – общая выживаемость;
РКИ – рандомизированные контролируемые исследования
При поддержке ООО «Новартис Фарма», 435229/Onco/web/04.24/0