icn-personal-area Личный кабинет
icn-phone Контакты
icn-header-pointers

««Роль медсестры в лечении онкопациентов»»

28.06.2021

Коллеги, позвольте предложить вашему вниманию выдержку из выступления Ольги Сергеевны Корнеевой из НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.
 
– Театр начинается с вешалки, а отделение с медсестры, – начала свое выступление Ольга Сергеевна Корнеева.
Действительно, медсестра все рабочее время находится среди пациентов, в ее задачу входит создание комфортной, благоприятной обстановки для пациента и помощь ему на протяжении всего периода лечения.
 
 Работа медсестры и коммуникация с пациентами
Существует некоторый конфликт между желаемым и действительным в деятельности медсестер: большой объем работы и физическая усталость часто не оставляют сил для чего-то большего, чем рутинная работа.
 
– Что касается пациента, то он для себя всегда один в отделении, и его ощущения и переживания – эксклюзивны, – прокомментировала Ольга Сергеевна. – И поэтому он хочет знать и понимать, участвовать в процессе лечения, задает вопросы, в том и медсестре, потому что она всегда находится рядом.
Разумеется, сухие ответы перегруженной медсестры, например, «Вас много, а я одна!», «Все вопросы к лечащему врачу!» и т.д. неэффективны, они вызывают раздражение у больных.
 Обычные темы, на которые медсестра общается с пациентами:
• знакомство пациента с отделением, режимом и т.д.;
• разъяснение предстоящих манипуляции, получение согласия, подготовка к операции;
• отвлечение во время манипуляций;
• обучение уходу за собой после операции;
• вопросы о самочувствии;
• утешение, подбадривание.
 
 Совершенствование коммуникации медсестра-пациент
– Можно заметить, что почти все наше общение с пациентами происходит во время какого-то действия, потому что медсестра в основном работает руками. Поэтому любой подход к пациенту, даже с целью, например, проверки дренажей – это уже повод для общения. В то же время, когда общаемся, мы наблюдаем за пациентом. Всю полученную информацию, а мы можем многое заметить во время общения, передаем лечащему врачу.
 
 Как найти время для общения?
• Манипуляция или уход.
• Разговор в процессе.
• Наблюдение.
 
 Какие пациенты больше других нуждаются в общении с медсестрой?
• Пациенты в первые дни после операции.
• Пациенты, у которых в результате операции утрачиваются некоторые функции.
• Пациенты, получающие лучевую терапию.
• Пожилые пациенты.
• Одинокие пациенты.
 
Мы максимально пытаемся усовершенствовать коммуникации медсестра –пациент, у нас есть некоторые свои наработки, – поделилась опытом Ольга Сергеевна Корнеева.
К выработанным лайфхакам по усовершенствованию коммуникации медсестра –пациент справедливо отнести следующее: максимальное информирование пациента перед госпитализацией, наличие информативного списка пациентов отделения у дежурной медсестры, представление структурированного доклада на утренней конференции, проведение приема и сдачи смены у кровати пациента.
– Перед госпитализацией мы рассказываем пациенту подробную маршрутизацию и называем то, что нужно принести с собой. Это совсем незамысловатые вещи, но они действительно делают жизнь пациентов в послеоперационный период комфортнее. Перечисляя все эти предметы, мы объясняем, для чего они нужны, и пациент постепенно начинает подготавливаться к операции.
 
 Максимальное информирование пациента перед госпитализацией
• Подробная маршрутизация в день поступления.
• Что сделает послеоперационный период комфортнее?
• Рубашка на пуговицах – удобно при наличии дренажей и трахеостомы.
• Зеркало, бумажные полотенца – удобно ухаживать за трахеостомой и ртом.
• Мусорные пакеты – чистота у кровати, профилактика конфликтов между пациентами в палате.
• Пакет майка – удобно сложить дренажи.
• Блокнот и ручка – средство общения.
 
 Информативный список пациентов у дежурной медсестры и структурированный доклад на утренней конференции
– У дежурной медсестры есть список, в котором содержится подробная информация о пациентах, – поясняет Ольга Сергеевна. – И, действительно, получив этот список, я подхожу и знакомлюсь с пациентом, знаю, какой задать вопрос. Также хороший инструмент – структурированный доклад на внутренней конференции. Он имеет определенную структуру, по которой строго докладывается вся обстановка в отделении, все коллеги получают максимум информации о том, что произошло. И это также улучшает коммуникацию на всех уровнях.
 
 Максимум необходимой информации:
•ФИО,
•возраст,
•вид лечения (операция или лучевая терапия),
•диета,
•наличие порт-системы, стомы, зонда,
•проведение в данный момент химиотерапии,
•получение парентерального питания,
•наличие дренажей.
 
 Прием и сдача смены у кровати пациента
•Приветствие.
•Представление.
•Оценка общего состояния пациента.
•Оценка настроения в палате.
•Готовность помочь, доступность.
– Требуется всего несколько минут для того, чтобы зайти и представиться, сказать «я ваша медсестра», спросить о самочувствии пациента, оценить настроение в палате. Сообщить, что сегодня к тебе можно обращаться по любому возникшему вопросу.
 
 Знакомство с пациентом при поступлении
 
При первом знакомстве с пациентами медсестры могут столкнуться с рядом трудностей. Важно понимать, что может происходить с поступающим в отделение пациентом и как следует с ним себя вести.
🔵 Возможные трудности пациента
🔹 Настороженность и недоверие; иногда скрытая агрессия к медперсоналу (пациенты, пройдя лечебный путь по различным лечебным учреждениям, часто накапливают негативные мнения в целом о медиках и о системе здравоохранения).
🔹 Проблемы с ориентацией в незнакомой обстановке (растерянность не зависит ни от возраста, ни от пола пациента).
🔹 Страх и нервозность по поводу заболевания, лечения и их последствий.
🔵 Ожидаемое поведение медсестры
🔹 Доброжелательная встреча.
🔹 Краткое знакомство с персоналом.
🔹 Экскурсия по отделению.
🔹 Разъяснение правил и режима дня.
🔹 Сопровождение пациента.
🔹 Конструктивный разговор о предстоящем лечении.
🔵 Поведение медсестры в процессе лечения
Процесс лечения, конечно, сопряжен с массой неприятных ощущений, болью и страхами по самому даже незначительному поводу.
 
Вот почему медсестра должна просто и доступно
🔹 Объяснить пациенту как вести себя, что можно, а что нельзя.
🔹 Предупредить о возможных новых ощущениях, для того чтобы не было испуга.
🔹 Рассказать о дренажах, о послеоперационной ране.
🔹 Активизировать пациента, научить правильно вставать, ложиться.
🔹 Научить уходу и наблюдению за собой.
🔹 Минимизировать болевые ощущения во время процедур, отвлекая или подбадривая.
 
– Конечно, пациенты очень хорошо откликаются на предложения ухаживать за собой, – рассказала Ольга Сергеевна. – Никто не хочет быть обузой, все хотят быть самостоятельными. Это всегда находит отклик. Медсестра настолько близка к пациенту, что может вести с ним простые, даже самые бытовые разговоры, отвлекая, например, при установке периферического катетера. Можно заговорить, видя, что пациент волнуется, можно спросить о городе, из которого он приехал, о хобби, о даче. И человек отвлекается, расслабляется, погружается в какие-то приятные воспоминания, ощущения, и это, как правило, эффективно.
 
🔵 Шок для пациента: утрата речи в результате операции
 
Нередки случаи, когда пациент в результате операции утрачивает возможность разговаривать. Разумеется, это шок для него. К такому невозможно быть готовым, даже если пациент знает, что это случится. Медсестра – тот, кто первым оказывается рядом с пациентом, забирает его из реанимации. И она должна быть способна наладить диалог с пациентом даже в такой ситуации.
– Прежде всего, мы, конечно, используем жесты, – отметила Ольга Сергеевна Корнеева. – Пациенты с нашей локализацией заболеваний не могут и не должны крутить головой, шеей, т.е. они не способны кивать головой, отвечая нам «да» или «нет». Поэтому в первые часы после вмешательства мы объясняем, как общаться жестами, как пациент может показать медперсоналу, все ли у него в порядке. Далее мы уже учим пациентам общаться с помощью блокнота, гаджета, смартфона – кто как умеет и может.
Очень важно научить пациента сразу записывать все вопросы, жалобы, какие-то изменения своего состояния, как только они возникают, чтобы, когда подходит медсестра или врач, ничего не было забыто. В таком случае возможен спокойный конструктивный диалог.
🔵 Конфликтные ситуации и способы их разрешения
 
Конечно, конфликтные ситуации – отдельный вопрос в процессе лечения. Они случаются – очень много раздражающих факторов.
 
🔵 Причины конфликтов между пациентами:
 
🔹 Храп.
🔹 Нечистоплотность.
🔹 Беспорядок и неаккуратность.
🔹 «Совы-жаворонки».
🔹 Жарко –холодно.
🔹 Особенности характера.
🔹 Возможности медсестры в конфликтных ситуациях:
🔹 Предупредить конфликт.
🔹 Заметить начинающийся конфликт.
🔹 Устранить повод для конфликта.
🔹 Сообщить лечащему врачу, заведующему отделением о конфликте.
 
🔵 Пациенты и химиолучевое лечение
 
Особенности лечения пациентов, получающих химиолучевое лечение:
🔹 Длительная госпитализация.
🔹 Нарастание побочных эффектов, меняющих качество жизни.
🔹 Усталость от лечения.
🔹 Тоска по дому, по родным (особенно актуально в период пандемии).
 
Все это обуславливает необходимость сопровождения таких пациентов медперсоналом с первого дня.
 
🔵 О чем может рассказать медсестра?
🔹 Правильное питание.
🔹 Правильная гигиена кожных покровов и полости рта.
🔹 Какие будут происходить изменения в организме.
🔹 На что обращать внимание.
🔹 Чем можно отвлечься.
🔹 Эргономика, создание уюта в условиях палаты.
🔹 Взаимопомощь и взаимоконтроль среди пациентов данной группы.
🔹 Положительный опыт преодоления проблем пациентов, уже прошедших лечение.
 
🔵 Опрос пациентов, получающих химиолучевое лечение
 
Раннее информирование пациентов, получающих химиолучевую терапию, показало, что они лучше проходят лечение. Был проведен опрос 30 пациентов.
– С какими проблемами столкнулись пациенты неожиданно для себя? Оказалось, что сколько бы пациентам ни рассказывали, все равно основные побочные эффекты, которые возникают во время лучевого лечения, были для них неожиданными.
– Кто был источником понятной информации о том, как протекает лучевое лечение? Оказалось, что медсестры для большинства пациентов находится практически на одном уровне с врачами, т.е. нам доверяют, нас слышат. Такой результат оказался для нас неожиданным, – отметила Ольга Сергеевна. – Это несет в себе определенную ответственность. Слова медсестры должны быть верными и находиться в пределах своей компетенции, не конфликтовать со словами врача.
 Результат усовершенствования сестринской практики.
 
– Обдумав полученные результаты опроса, – продолжила спикер, –мы решили написать ряд сестринских советов, оформив памятку для пациентов. Мы получили поддержку со стороны заведующей хирургическим отделением опухолей головы и шеи к.м.н. Замиры Ахмедовны Раджабовой. В результате получился буклет «Лучевая терапия в отделении опухолей головы и шеи», где простым языком даны советы пациентам.
– Когда пациент поступает в отделение, он получает такой буклет. Ему не нужно больше многократно повторять информацию. Пропала вероятность забыть что-либо рассказать или из-за отсутствия времени не поговорить с человеком, – прокомментировала Ольга Сергеевна. – После появления памяток контакт с пациентами стал лучше.
 
 Завершая выступление, спикер заключила:
– Да, мы не идеальны, личность и характер медсестры имеют значение, а идеал недостижим. Но важно, когда есть одна цель, объединяющая коллектив, приверженность к командной работе с врачебным составом, желание учиться и получать новые знания, проявления разумной инициативы в рамках своей компетенции, стремление занимать более активную позицию в лечении пациентов.
Благодаря близости к пациенту, медицинские сестры способны сопровождать, обучать и адаптировать его в процессе лечения; создавать комфортные условия для лечения, влиять на психологический климат в отделении в целом и участвовать в формировании положительного образа коллектива.
Вход в личный кабинет

Авторизуйтесь, чтобы получить доступ к мероприятию.

Войти
Кому

Email

От кого
Тема
Задайте вопрос
Я согласен на обработку персональных данных
Вы являетесь специалистом здравоохранения?
Информация в этом разделе доступна только для специалистов здравоохранения.

Ваш запрос принят в обработку.
Ответ будет отправлен вам на электронную почту.

Хорошо, спасибо!
Войти
Личный кабинет
Гость
Выберите роль
Участник
Спикер
Для спикера

Заполнить форму заявления

Ф.И.О
Тема доклада
Телефон
Электронный адрес
Я согласен на обработку персональных данных
Для участия

Заполнить форму заявления

Ф.И.О
Телефон
Электронный адрес
Я согласен на обработку персональных данных
Спасибо!

Ваша заявка принята к рассмотрению! Ответ придет вам на имеил.